ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ ПРОСВЕЩЕНИЯ С.С. КРАВЦОВУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
❓ 10 ВОПРОСОВ К С.С. КРАВЦОВУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Все мы который год подряд становимся свидетелями и невольными участниками цифровизации образования. И с каждым годом к трансформации учебного процесса у родительской общественности возникает всё больше вопросов. Мы решили их сформулировать и задать их Вам в надежде получить ответы.
1. По поводу нового цифрового ФГОСа: фактически его уже ввели в начальной школе, причем ввели стопроцентно для всех учеников, но до сих пор никакого конкретного разъяснения того, что он из себя представляет, для родителей нет. Поэтому хотелось бы организовать круглый стол с Министерством просвещения, где реальные представители родительских организаций могли бы задать свои вопросы.
2. По информационной повестке официальных групп школ и детских садов: она сейчас буквально завалена рекламой коммерческих цифровых платформ. Но школа – не рынок, и хотелось бы законодательно запретить использование любой рекламы как в стенах школы, так и на официальных страницах. Также много вопросов по платформе «Учи.ру». По всем сервисам его сервера бьются на территории США, поэтому хотелось бы, чтобы сама платформа «Учи.ру» это прокомментировала.
3. По организации родительских советов: недавно было объявлено об организации при региональных отделах образования родительских советов. Но по факту их нет. Почему? Предлагаем их создать.
4. По мотивирующему мониторингу: сейчас все школы подлежат проверке по показателям мотивирующего мониторинга, в котором школы, наиболее глубоко использующие цифровые технологии, будут самыми рейтинговыми. При этом все перечисленные категории не прошли проверку на качество и безопасность, но школы будут их продвигать ради поднятия в рейтинге. Считаем такую ситуацию недопустимой. И до тех пор, пока нет исследований о безопасности этих платформ, необходимо исключить эти пункты.
5. По поводу бумажных учебников: Министром просвещения было заявлено, что будут использоваться только бумажные учебные пособия, но в августе был утвержден список из 248 (!) электронных образовательных ресурсов, допущенных для использования в школах. И опять это прошло без ведома родительской общественности. Почему?
6. По разговорам о важном: на первом уроке была реклама цифровой платформы «Россия страна возможностей». На нем же детям предлагалось стать блогерами и киберспортсменами. Тем самым Министерство просвещения сразу же обесценило эту в целом позитивную инициативу. Считаем, что на таких уроках не должно быть никакой рекламы.
7. По воспитательной функции: в школе с 1 сентября появилась воспитательная функция, что конечно же, очень хорошо. Но! Прописано что в воспитательном процессе могут участвовать некие представителей организаций-партнёров. Что это за организации, пока непонятно, но больше всего настораживает возможность потенциальной лазейки для проникновения в школы любых деструктивных тем.
8. По поводу индивидуальных образовательных траектории: очень много вопросов в связи с официальным заявлением о том, что они будут строиться на системе ФГИС «Моя школа». Но до сих пор никто не объяснил, что это такое, и как они будут работать, поэтому в данном случае также необходим круглый стол с Министерством просвещения.
9. По «Сферуму: он фактически является платформой по вовлечению детей во ВКонтакте – в самую «грязную» соцсеть. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.8. пользователь соглашается на получение посредством системы и/или сервисов третьих лиц электронных сообщений, смс, и иных видов рассылок информационного, а также РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОГО содержания, в том числе от партнеров Компании.
Иначе говоря, собрав базу учеников с 1 по 11 классы, «Сферум» будет зарабатывать на них, показывая им рекламу, причем не только на своей платформе. Кто эти партнеры? Что они дальше будут делать с базой данных, получив ее? Как они будут ее хранить? Кто будет за это отвечать? И это при том, что в Соглашении прописано, что «Сферум» не несёт никакой ответственности за тот контент, который будет на нем размещен.
10. По поводу системы «Контингент»: в свое время на нее было наложено вето Президента, но на сегодняшний день по всем регионам созданы такие системы, и теперь они будут объединяться в единую. Также много вопросов возникает по поводу таких систем, как «Профилактика семейного неблагополучия». Подобные ювенальные системы создаются без ведома родителей, и учителей обязывают вносить туда данные, в том числе касающиеся семьи ученика.
❗ Все эти пункты необходимо обсуждать, и хотелось бы, чтобы Министерство просвещения ответило родителям на эти серьезные вопросы.
Комитет по информационной безопасности семьи Союза «Родительская Палата»